Операционная система колибри. Colibri — современный браузер без вкладок. Кстати, какие файловые системы поддерживаются

Пожалуй каждый, кто интересуется KolibriOS, знает, что единственным способом выйти в глобальную сеть был и есть и посей день текстовый браузер написанный одним из наших разработчиков практически с нуля. Этот браузер пожалуй является одной из «достопримечательностей» ОС, и потому было решено поведать его историю: как он появился, развивался, и каковы планы на ближайшее будущее. Кому интересно, добро пожаловать под кат.

Пост создавался в тесном сотрудничестве с автором программы Leency , и потому повествование идет от его лица.

Не будь я таким наивным дураком, никогда бы не взялся писать браузер! Ещё diamond (@grechnik), умудренный опытом программист, говорил, что в жизни бы не решился на такую авантюру. Но я был молод и чувствовал, что на пороге великих открытий. Это неописуемое ощущение, как будто весь мир лежит у моих ног - стоит лишь протянуть руку и он весь твой. Потому первой программой, которую я решил написать был файловый менеджер аля Проводник Windows, а второй - браузер. Так сказать, “Hello World” занятие для слабаков, крутые программеры начинают с браузеров.

Всё это несчастье началось тёплым июльским днём 2008 года, через полгода после того, как Костя Veliant сбросил мне исходники просмотрщика HTML, возможности которого, за исключением отсутствия поддержки сети, практически ровнялись текущему на тот момент браузеру Колибри HTTPC.

Программа эта называлась просто «HTML Viewer in C--». Я начал с того, что адаптировал код программы под новую версию библиотеки (menuet.h-- → kolibri.h--), улучшил дизайн, добавил поддержку клавиш управления, скролл колёсиком. Из минусов - текст выводился в окно по одной букве:)

Ниже скриншот первой версии 0.00001, вышедшей 20 июня 2008 года.

Уже через 2 дня последовало обновление до версии 0.1 в списке изменений которой было:

  • более или менее полная поддержка тегов: b, strong, i, u, s, br, pre, title, li, p;
  • поддержка вложенных тегов;
  • полоса адреса (EditBox) от Lrz ;

В версии 0.2 текст стал выводиться не побуквенно, а строчками, добавлено схлопывание двух и больше идущих подряд пробелов в один.

Последующее развитие программы шло эволюционным путём: улучшалась поддержка тегов, заработала кнопка «Назад», появилась поддержка относительных путей, нескольких параметров тега, многоуровневых списков и некоторых других фич.

Кстати, замечу, что всё это время программа была не браузером, а лишь отображала HTML страницы, отсюда и название HTMLv (HTML Viewer). Переломный момент случился в версии 0.48.5 за что спасибо barsuk "у:

«Я взял HTTPC, отрезал отображение html и прикрутил динамическое выделение памяти под веб-страницу. Если эту штуку объединить с HTMLv, получится браузер.»

Что и было сделано. Обрезанный HTTPC нарекли загрузчиком файлов и переименовали в downloader. А вот первые скриншоты страничек, загруженных браузером через downloader:

Связка «HTMLv+downloader» работала адски стрёмно: если адрес страницы начинается с "http://", то HTMLv запускал downloader с параметром адреса страницы. Downloader скачивал файл, HTMLv смиренно ждал. Когда downloader заканчивал, то сохранял страницу в "/sys/.download" и закрывался. HTMLv палил этот момент и открывал сохранённую страницу.

Да, это дико костыльно, но это работало! Это был первый реальный способ выйти в Интернеты с Колибри и с трудом прочитать там что-то. Это может показаться смешным, но это был важный психологический момент - теперь в Колибри есть окно в открытый мир.

Кстати, о хаках… Кто знаком с Колибри, отлично знает, что в ней всегда существовала проблема со шрифтами: их системных всего два: моноширинный и… немоноширинный. В 90% используется моноширинный и размер буквы в нём равен 6х9 пикселей. Никакого полужирного и курсивного начертания. Но оно есть в браузере! Жирный шрифт - это две строки текста, наложенные друг на друга со смещением в один пиксель по оси Х. С курсивным всё несколько интереснее. Первая версия была реализована lev"ом в версии 0.63: вначале в окно выводился обычный текст, потом экран скринился в память и потом выводился заново в окно со смещением |||| → //////

Новики последующих версий касались добавления меню ПКМ, поддержки якорей, системы кэширования изображений.

Вот скрин тестовой страницы acid_0.1.html, которая долго использовалась для проверки браузера.

Но чем дальше, тем больше складывалось впечатление, что я иду не по тому пути…

С этим нужно было что-то делать. Помните начало статьи? «Потому первой программой, которую я решил написать был файловый менеджер аля Проводник Windows, а второй - браузер. Так вот, код Eolite был переписан эволюционным путём: шаг за шагом, кусочек за кусочком и со временем стал логичен, читабелен и прост. Код HTMLv же, по прежнему оставался неструктурированным и его сложно было модифицировать и поддерживать, а добавление новой фичи неизбежно приводило к множеству проблем. С горестью осознав этот момент, я взялся приводить его в порядок. Первой ласточкой в этом не легком деле стал HTMLv 0.99.

В HTMLv 0.99 было реализовано рисование в буфер. Т.е. раньше строка текста выводилась следующим образом: в окно рисуется прямоугольник фонового цвета, поверх выводится текст. Теперь же в памяти создавался „рисунок“, заливался фоновым цветом, в него рисовался текст и линии и в конце концов в окно выводился этот самый готовый рисунок. Это увеличило скорость и даст новые возможности в перспективе.

Версия 0.99.1 обрела поддержку тегов и, а также align=»center" и align=«right»

В версии 0.99.31 случилось знаковое событие:
С этой версии компонент WebView, отображающий содержимое страницы в HTMLv, вынесен в отдельный модуль и может быть скомпилирован в составе другого проекта на С--. Делалось это для отображения содержимого письма в почтовом клиенте Liza и с целью улучшения структуры кода.

Начиная с версии 1.0 beta 1 программа была переименована в WebView. Сделано это было не зря, ведь программа за последние пару версий заметно подросла. В этой же версии по мимо нового имени программа получила:

  • нативную поддержку работы с сетью посредством HTTPlib написанной hidnplayr на FASM"е (downloader больше не требовался)
  • новый дизайн
  • отображение процесса загрузки страницы через прогресс бар
  • отображение адреса в статус баре при наведении курсора на ссылку
  • поддержку скинов

В последующих версиях была улучшена поддержка тегов и исправления проблем, а также допиливание нового функционала. Следующее значимое изменение было сделано в WebView 1.0 Beta 4: просмотр исходного кода страницы в браузере с подсветкой синтаксиса.

Последней на сегодня версией является WebView 1.0 Beta 6.1. В ней была проведена значительная работа по оптимизации программы.

Небольшой видео обзор:

Архив Интерактив

KolibriOS умещается на дискету и загружается за несколько секунд. Для неё есть около 200 приложений, и разработчики видят несколько удачных применений своей системе.

Мысль написать операционную систему целиком на ассемблере странна, но привлекательна. Её главные плюсы - исключительная производительность и малый объём исполняемого кода. Минусы тоже очевидны - сложность и жёсткая привязка к архитектуре компьютера. Тем не менее смельчаки всё же находятся.

Самый известный проект такого рода - это MenuetOS и её ответвление KolibriOS , разрабатываемое по большей части в России. История этих операционных систем не лишена интриг и разногласий, и на то есть причины: во-первых, проект свободный (лицензия - GNU GPL второй версии), то есть его участники трудятся не за прибыль, а за идею. Во-вторых, такие решения, как выбор процессорной архитектуры, в силу особенностей проекта имеют драматический характер. Группа разработчиков, решившая сменить платформу, обречена на практически полную переработку исходного кода.

По сравнению с другими операционными системами MenuetOS совсем молода. Она разрабатывается с 2000 года и успела стать известной в программистских кругах ( , к примеру, статью "Мал золотник, да дорог", написанную Яковом Уваровым для "Компьютерры" в 2005 году). KolibriOS ещё моложе - она отпочковалась от Menuet в 2004 году.

За это время разработчики успели написать около 7,5 Мбайт кода на чистом ассемблере. Примерно такой же размер имеют исходники Linux, написанные преимущественно на Си, и это только ядро, тогда как в дистрибутив KolibriOS входит графическая оболочка и небольшой набор прикладных программ (смеха ради отметим, что, по оценкам , основанным на знаменитой "утечке" 2004 года, код Microsoft Windows 2000 занимал около 1,5 Гбайт).

При этом "Колибри" - уже давно не "подтверждение концепции" и не игрушка, а вполне функциональная система, для которой пишут программы и которую действительно можно использовать для некоторого (пусть и не особенно широкого) круга серьёзных задач.

"Компьютерра" побеседовала с двумя разработчиками KolibriOS - Дмитрием Переверзевым и Игорем Солодухой.

- Что такое KolibriOS?

Переверзев: "Колибри" - это маленькая операционная система с богатыми возможностями. Можно сказать, это такой современный DOS.

- Как я понял, не просто маленькая, а вообще крошечная?

Переверзев: Ядро занимает около 80 Кб. То есть сопоставимо с размером MS-DOS последних версий. А возможностей гораздо больше.

- Какова история "Колибри"?

Переверзев: В 2001 году финский студент Вилле Турьянмаа написал свою операционную систему на ассемблере. В 2004 году он решил, что тридцатидвухбитные компьютеры погибли, и перешёл на разработку MenuetOS 64 шестидесятичетырёхразрядной версии своей операционной системы. Сообществу это не понравилось, и оно продолжило разработку тридцатидвухбитной версии своими силами. И когда более половины кода было изменено, проект получил название "Колибри" в честь одной из русских сборок систем.

- И кто этим занимался? Вы тогда уже тогда участвовали?

Переверзев: Я пришёл в проект позже где-то на год. Тогда этим занимался Марат Закиянов. Собирал дистрибутивы системы.

- Сейчас он тоже в команде?

Переверзев: Да, сейчас он в команде, разрабатывает ядро, файловый менеджер (свой клон Total Commander), файловые диалоги и просмотрщик графики - замечательный zSea.

- Каков сейчас статус разработки?

Переверзев: Cейчас мы ожидаем выхода новой версии, но с номером ещё не определились. Прошлая была 0.7.7.0, а эта будет не то 0.8, не то 0.9. Считается, что по сравнению с прошлой версией изменений очень много. Например, появится поддержка устройств USB. Около года прошло со времени последнего релиза.

- Какая вообще у вас команда? Сколько человек активно помогают?

Переверзев: Сейчас около десяти очень активных разработчиков и около тридцати разработчиков, которые время от времени появляются на форуме.

- А география какая? Разработчики в основном из России?

Переверзев: В основном СНГ, хотя есть и из Бельгии разработчики, русскоязычные из Англии. Я сам из Ставропольского края.

Какие у "Колибри" особенности по сравнению с другими системами, в том числе по сравнению с другими минималистичными системами?

Переверзев: По сравнению с другими минималистичными системами "Колибри" самая минималистичная! К тому же из систем той же весовой категории "Колибри" самая функциональная. Например, есть неплохая система, Visopsys, она тоже компактная и умещается на дискету, но ничего не умеет.

Какие главные отличия "Колибри" от "больших" операционных систем? Чего пока нет, и что из этого собираетесь добавить?

Переверзев: Поддержка интернета очень важна в современном мире. TCP/IP и драйверы сетевых карт в "Колибри" уже есть. Сейчас мы работаем над браузером, все участники так или иначе что-то делают для его появления. Пока что есть только текстовый, с ограниченной поддержкой графики. Ему, конечно, ещё далеко до совершенства.

Солодуха: Наличие браузера - это новые пользователи и популярность системы.

Возможно, такая система вообще была бы популярна в качестве аналога Google ChromeOS - минимальная прослойка ОС плюс браузер. Как вы думаете?

Переверзев: Вполне возможно, тем более что минимальная реализация Flash у нас уже есть. Не совсем полноценная, зато на ассемблере.

- Какие ещё удачные применения вы видите?

Переверзев: Встраиваемые системы, системы сбора информации и управления производством, тонкие клиенты. К тому же "Колибри" может быть неплохой ОС для устаревших компьютеров.

Солодуха: Ещё системы, которые разрабатываются под своё "железо". Для них проектируют платы с нуля, для них сейчас пишется ветка "Колибри А".

- Какие у Колибри плюсы, кроме легковесности и быстродействия?

Солодуха: К примеру, "Колибри" можно загружать не только без диска, но и вообще без BIOS. Включаешь компьютер, и после теста оборудования сразу появляется "Колибри". В любом случае загрузка занимает три-четыре секунды после включения.

- Какие архитектуры сейчас поддерживаются?

Переверзев: Сейчас только процессоры x86, то есть начиная с 486 и до последних Core i7. Но только в тридцатидвухразрядном режиме.

- Шестидесятичетырёхразрядная версия существует, или она так и погибла?

Переверзев: MenuetOS 64 существует, но очень сильно отдалилась от своего предка.

- Её другая команда разрабатывает?

Переверзев: Её вообще разрабатывает один человек. Все тот же студент, но уже далеко не студент, наверное. У нас же сейчас есть эксперименты по запуску на многоядерных системах. Тридцатидвухбитное ядро системы запускается на тридцатидвухбитном ядре, а второе ядро процессора работает в шестидесятичетырёхбитном режиме. Вот так вот, по-хитрому.

Солодуха: Да, аппаратно такое возможно.

- У вас ведь ещё real-time-версия есть?

Переверзев: Она не совсем реального времени, но сам автор ветки говорит, что при некоторых изменениях, над которыми сейчас очень активно работают, "Колибри" можно использовать для встраиваемых систем, где важно гарантированное время отклика.

Солодуха: И сейчас уже очень малое время отклика. У нас на форуме можно посмотреть на результаты теста одной и той же программы, работающей напрямую с оборудованием, в Windows XP и в "Колибри". В "Колибри" выходит гораздо быстрее. Сейчас для реализации настоящей "риалтаймовости" нужно обеспечить гарантированное время отклика.

- Как у "Колибри" с поддержкой различных чипсетов (в том числе видео)?

Переверзев: VESA поддерживают все современные видеокарты, а ещё у нас есть порт линуксового драйвера ATI, и он поддерживает даже последние видеокарты ATI. Он, конечно, тяжеловат - 100 с лишним килобайт занимает, но позволяет использовать любые видеорежимы и даже аппаратное ускорение. К тому же регулярно обновляется.

- А из периферии что поддерживается?

Переверзев: С периферией тоже неплохо - есть поддержка USB, то есть клавиатуры и мышки работают.

- Что ещё планируется добавлять в обозримом будущем?

Переверзев: Трудно сказать, тут всё зависит от личного времени разработчиков.

Солодуха: Cейчас, например, на форуме появился человек, который вроде бы хотел реализовать Unicode, по крайней мере, поднимал такой вопрос.

- А сейчас какая кодировка?

Переверзев: Сейчас в системе де-факто 866, изменённая для поддержки русского, украинского, эстонского, латышского и ещё нескольких языков. Но в файловой системе используется Unicode, так что потихоньку переходим на него.

- Кстати, какие файловые системы поддерживаются?

Переверзев: FAT12, 16 и 32 - для записи и чтения, плюс ISO 9660 (это компакт-диски), и на чтение поддерживается NTFS, Ext2 и Ext3.

- Как в "Колибри" реализована многозадачность?

Переверзев: Можно создавать потоки, а вот процессов как таковых нет. Процесс - это множество потоков с общим адресом пространства.

- А защищённая память?

Солодуха: Есть стандартная для архитектуры x86 защита страниц.

- Межпроцессорное взаимодействие как-то реализовано?

Переверзев: Есть IPC и есть расшаренная память. То есть можно создать образ общей памяти и обмениваться данными между приложениями. Есть ещё общесистемный буфер обмена.

- Вы упомянули, что для "Колибри" существует около двухсот программ...

Переверзев: На самом деле их гораздо больше. Двести актуальных, которые хорошо работают.

- Что это за программы?

Переверзев: По статистике, больше всего игр - больше ста.

- Какие игры?

Солодуха: По большей части небольшие логические игры.

- Портированные с каких других систем?

Солодуха: Нет, это написанные для "Колибри".

Переверзев: На самом деле, написать игру гораздо проще, чем сделать что-то серьёзное вроде текстового или графического редактора. Поэтому программисты часто пробуют свои силы на небольших играх.

Солодуха: Есть аналоги игр с других систем - "сапёры", пасьянсы и так далее. Они написаны для "Колибри" с нуля. Но есть и полезные программы - несколько файловых менеджеров, включая клон Windows Explorer, клон Far Manager и Total Commander.

- Из известных игр что-нибудь портировали?

Переверзев: Есть Quake и Doom. Из эмуляторов есть DOSBox и эмулятор Nintendo. Кстати, в DOSBox можно запустить Windows 98 - я пробовал. Есть реализация языка Lua самой последней версии - 5.2. Есть рендер шрифтов Freetype и Mesa 3D - реализация библиотек OpenGL. Очень важная вещь: есть кодеки ffmpeg. Интересный факт: на несильной машине запускали двадцать-тридцать видеороликов одновременно, и загрузка процессора не превышала 50 процентов. В "Колибри" вообще оказалось довольно сложно загрузить процессор полностью.

- На чём в основном пишут программы?

Переверзев: На ассемблере.

- На высокоуровневых языках вообще не пишут?

Переверзев: Иногда пишут или портируют что-нибудь на Си или Паскале. Есть несколько программ на Lua.

Солодуха: Я ещё могу вспомнить, что кто-то из ребят пишет на таком языке, как Sphinx C--.

Переверзев: Кстати, это любопытный язык. Это такой Си, каким он мог бы когда-то быть. Когда-то давно Си был транслятором в ассемблер, а C-- им и остался, просто добавился синтаксический сахар в стиле языка Си. На нём написано много интересных программ.

- Я слышал, была реализация Python.

Солодуха: Есть tinypy, но программ на нём пока нет, и на нём не выйдет запустить произвольную программу на Python без изменений. Там нет некоторых важных особенностей языка - к примеру, генераторов и кортежей.

- Виртуальные машины есть? Не было ли идей, к примеру, портировать Java?

Переверзев: Сейчас ведутся разговоры о целесообразности этого. В принципе, технически это возможно. Вообще эталонную реализацию Sun я даже компилировал сам в "Колибри", но лицензия не позволяет её кому-нибудь показывать.

- Есть ли какие-нибудь идеи о коммерческом применении "Колибри"?

Солодуха: Мы сотрудничаем с израильской компанией Green Gadgets, которая выпускает компьютеры eBox и Edubook. Основной профиль компании - это маломощные гаджеты, которые могут работать даже от батареек. Например, eBox-3300, на котором мы показывали "Колибри", потребляет всего около 4,5 Ватт. У него нет ни жёсткого диска, ни вентиляторов, он совсем бесшумный.

Сегодня в нашей кунсткамере любопытный образчик - операционная система, написанная на чистом ассемблере. Вместе с драйверами, графической оболочкой, десятками предустановленных программ и игр она занимает меньше полутора мегабайт. Знакомься - исключительно быстрая и преимущественно российская ОС «Колибри».

Развитие «Колибри» шло довольно быстро вплоть до 2009 года. Птичка научилась летать на разном железе, минимально требуя первый «Пентиум» и восемь мегабайт оперативной памяти. Минимальные системные требования «Колибри» таковы:

  • ЦП: Pentium, AMD 5x86 или Cyrix 5x86 без MMX с частотой 100 МГц;
  • ОЗУ: 8 Мбайт;
  • видеокарта: VESA-совместимая с поддержкой режима VGA (640 × 480 × 16).

Современная «Колибри» - это регулярно обновляемые «ночные сборки» последней официальной версии, вышедшей в конце 2009 года. Мы тестировали билд 0.7.7.0+ от 20 августа 2017 года .

WARNING

В настройках по умолчанию у KolibriOS отсутствует доступ к дискам, которые видны через BIOS. Хорошенько подумай и сделай бэкап, прежде чем менять эту настройку.

Изменения в ночных сборках хоть и невелики, но за годы их накопилось достаточно. Обновленная «Колибри» может писать на разделы FAT16–32 / ext2 - ext4 и поддерживает другие популярные файловые системы (NTFS, XFS, ISO-9660) в режиме чтения. В ней появилась поддержка USB и сетевых карт, был добавлен стек TCP/IP и звуковые кодеки. В общем, в ней уже можно что-то делать, а не просто посмотреть разок на сверхлегкую операционку с GUI и впечатлиться скоростью запуска.



Как и предшествующие версии, последняя «Колибри» написана на flat assembler (FASM) и занимает одну дискету - 1,44 Мбайт. Благодаря этому ее можно целиком разместить в какой-нибудь специализированной памяти. Например, умельцы записали KolibriOS прямо во Flash BIOS . Во время работы она может целиком размещаться в кеше некоторых процессоров. Только представь: вся операционка вместе с программами и драйверами кеширована!

INFO

При посещении сайта kolibrios.org браузер может предупредить об опасности. Причина, судя по всему, - это ассемблерные программы в дистрибутиве. Сейчас VirusTotal определяет сайт как совершенно безопасный.

«Колибри» легко загружается с дискеты, винчестера, флешки, Live CD или в виртуальной машине. Для эмуляции достаточно указать тип ОС «другая», выделить ей одно ядро процессора и немного оперативки. Диск подключать необязательно, а при наличии роутера с DHCP «Колибри» моментально подключится к интернету и локальной сети. Сразу при загрузке ты увидишь соответствующее уведомление.


Одна проблема - протокол HTTPS не поддерживается встроенным в «Колибри» браузером. Поэтому сайт посмотреть в ней не удалось, так же как открыть страницы Google, Yandex, Wikipedia, «Сбербанка»... собственно, никакой привычный адрес. Все давно перешли на защищенный протокол. Единственный сайт с олдскульным чистым HTTP, который мне попался, - это «портал Правительства России», но и он выглядел в текстовом браузере не лучшим образом.



Настройки внешнего вида в «Колибри» с годами улучшаются, но все еще далеки от идеала. Список поддерживаемых видеорежимов отображается на экране загрузки «Колибри» при нажатии клавиши с латинской буквой a.



Перечень доступных вариантов невелик, и нужного разрешения в нем может не оказаться. Если у тебя видеокарта с ГП AMD (ATI), то можно сразу добавить кастомные настройки. Для этого нужно загрузчику ATIKMS передать параметр -mxx , например:

/RD/1/DRIVERS/ATIKMS -m1280x800x60 -1

Здесь /RD/1/DRIVERS/ATIKMS - это путь до загрузчика (RD - RAM Disk).

При работе системы выбранный видеорежим можно посмотреть командой vmode и (теоретически) переключать вручную. Если «Колибри» запущена в виртуалке, то это окно останется пустым, а вот при чистой загрузке драйверы видео Intel можно добавить от i915 до Skylake включительно.

Удивительно, но в KolibriOS уместилась куча игр. Среди них есть логические и аркадные, пятнашки, змейка, танки (нет, не WoT) - целый «Игровой центр»! На «Колибри» портировали даже Doom и Quake.



Еще из важного нашлась читалка FB2READ. Она корректно работает с кириллицей и имеет настройки отображения текста.



Все пользовательские файлы рекомендую хранить на флешке, но подключать ее нужно обязательно через порт USB 2.0. Наша флешка USB 3.0 (в порте USB 2.0) объемом 16 Гбайт с файловой системой NTFS определилась сразу. Если нужно записывать файлы, то стоит подключить флешку с разделом FAT32.



В дистрибутив «Колибри» входит три файловых менеджера, утилиты для просмотра изображений и документов, аудио- и видеоплееры и прочие пользовательские приложения. Однако основное внимание в ней уделено разработке на ассемблере.



Встроенный текстовый редактор имеет подсветку ASM-синтаксиса и даже позволяет сразу запускать набранные программы.



Среди средств разработки есть компилятор Oberon-07/11 для i386 Windows, Linux и KolibriOS, а также низкоуровневые эмуляторы: E80 - эмулятор ZX Spectrum, FCE Ultra - один из лучших эмуляторов NES, DOSBox v.0.74 и другие. Все они были специально портированы на «Колибри».

Если оставить KolibriOS на несколько минут, то запустится скринсейвер. На экране побегут строки кода, в которых можно увидеть отсылку к MenuetOS.

Продолжение доступно только участникам

Вариант 1. Присоединись к сообществу «сайт», чтобы читать все материалы на сайте

Членство в сообществе в течение указанного срока откроет тебе доступ ко ВСЕМ материалам «Хакера», увеличит личную накопительную скидку и позволит накапливать профессиональный рейтинг Xakep Score!

With a fresh and sophisticated approach toward providing a smooth web browsing experience, Colibri Browser eliminates the usual tabs and large buttons that take up too much space on the screen. Subsequently, pages get loaded faster and the browser has improved stability over time.

Sophisticated browser that drops tabs and other non-essential features

The browser has a borderless window with small buttons discretely placed on the title bar for going forward and back, refreshing the current page, adding links to create a list of favorites (bookmarks), performing new web searches, and for toggling the search / bookmarks view. These commands can also be activated with keyboard shortcuts.

The whole feature set of Colibri can be explored in a menu from the upper-left corner of the window. Since tabs are eliminated, the notion of multiple opened tabs is dispelled. Instead, you can open multiple windows and even start a private browsing session (indicated by a purple "P" in the titlebar).

Connect your favorite pages using an account

Creating a list of bookmarks means creating a Colibri account because this information gets synced, so you will be able to access favorite websites from any device running Colibri. Links can be organized in different lists, opened in the default web browser, and sorted (latest, today, this week, this month, most viewed).

Web searches are ran though Google but you can switch to Bing, Yahoo, DuckDuckGo, Baidu, Yandex or Naver from the settings menu. As far as privacy is concerned, you should know that, unlike other browsers, Colibri blocks third-party cookies and sends "Do Not Track" requests by default. You can also clear cookies, website data and cache manually, as well as enable Adobe Flash Player if it"s required on certain websites (disabled by default).

Clutter-free, resource-undemanding browser with improved loading speed

In addition to seeing more content on screen, thanks to tabs and other buttons that are now out of the way, it"s evident that page loading speed is significantly improved. RAM usage was low in our tests.

The project is currently in beta development stage and welcomes feedback. In addition to Windows, it can be installed on macOS. Colibri Browser is one of those tools that demonstrates less is more. It can be at least used as a secondary web browser that you can turn to when you want to enjoy a distraction-free and fast browsing experience.

Очень часто нам задают вопросы «Для чего разрабатывается КолибриОС?» или же «Какова область применения ОС?» Поэтому было решено рассказать подробнее о том где и как можно применять КолибриОС, а также, что возможно даже более интересно, где и как она УЖЕ применяется.

Данная статья по большей части является обзорной. В ней будут описаны идеи и возможности применения КолибриОС как теоретические, так и доведенные до реализации. О том, как её используют уже сегодня, будет рассказано в следующей статье.

Наиболее перспективным направлением является промышленное применение и embedded-разработка. Особенности KolibriOS, которые делают привлекательным её применение в данных областях:

  • Компактное ядро с открытым кодом;
  • Минималистская простота и удобство графической подсистемы;
  • Достаточно развитый пользовательский интерфейс;
  • Приличный низкоуровневый системный сервис;
  • Поддержка наиболее популярных сетевых протоколов и файловых систем.
Ярким доказательством этого является Kolibri-A , форк от art_zh .

Колибри-А - экспериментальная система, полезная только для квалифицированных системотехников, системных программистов, а также разработчиков и наладчиков компьютерного оборудования. Многие стандартные механизмы системной защиты и контроля доступа к критическим системным ресурсам в Колибри-А отключены с целью облегчения максимально свободного и удобного доступа к оборудованию.

Некоторые особенности Колибри-А

  • Повышенные требования к аппаратной платформе .
  • Дополнительный API-сервис, предоставляющий пользователю расширенный и быстрый доступ к низкоуровневому вводу/выводу.
  • Бездрайверный ПДП и контроль нестандартной аппаратуры через доступный из пользовательского пространства статический системный буфер.
  • Расширенная поддержка функций PCI-express с элементами тренинга шины, MSI и контроля режимов питания.
  • Размер ядра заметно сокращен - исключены многие избыточные, узкоспециальные и рудиментарные системные структуры и функции:
    • исключены видеорежимы низкого разрешения (ниже 800х600);
    • оставлен единственный видеорежим (VESA2, глубина цвета 32bpp);
    • из файловых систем оставлена только FAT.
    • убирается поддержка APM; реализовано прямое управление электропитанием.

Её вполне реально вшить в ROM и поставлять компактные энергоэффективные x86-компьютеры с KolibriOS вместо BIOS, пригодные для использования во встроенных системах, или в качестве центральных узлов различных систем.
Что и было продемонстрировано art_zh (тема на форуме).

Скрытый текст

А теперь - собственно сабж:
(kolibri.img прошит в ROM, мышь и клавиатура отключены за ненадобностью)



Позже это же достижение повторил Anthony Lu на промышленном мини-компьютере eBox (тема на нашем форуме).

Для большей эффективности применения в данных областях необходима разработка специализированной платы под KolibriOS (возможно подпилить немного и саму КолибриОС), которая наиболее полно будет использовать возможности ОС. При наличии заинтересованных людей, готовых финансировать идею, реализация возможна текущими участниками проекта.

Из уже доступных на рынке плат подходит 86Duino . Одним из наших участников, hidnplayr , была проведена успешная загрузка на 86duino one с использованием Vortex86 VGA card (для этого им же в ревизии была реализована поддержка 16bpp VESA режима в ядре) и подготовлена инструкция по загрузке.

Ну а теперь пару примеров реального применения KolibriOS:

Исходя из вышесказанного можно выделить несколько направлений использования:

  • «Умный дом»;
  • Автоматизация процессов промышленного производства;
  • Бортовая электроника транспортных средств (почему бы и нет?);
  • Сбор и обработка большого объема данных (например, метеостанции).

Также, следует отметить, что MenuetOS/KolibriOS успешно ставили в банкомат, и, в принципе, вполне реально написать соответствующий банковский софт.

Скрытый текст


Это намекает на возможность использования КолибриОС в качестве замены DOS и старых версий Windows на компьютерах различных гос. организаций, таких как ЖД управление и Почта. При этом обновление оборудования вовсе не обязательно, а софт (при наличии исходного кода) можно портировать.